Достоевский и Чубайс: перечитывая заново
Туоба Ю Рождение - Тува, 1977. Сейчас - Москва, строитель. Сайт
tuoba.su
Верно определяйте слова,
и вы освободите мир от половины недоразумений.
Рене Декарт
Уже больше года очередной раз перечитываю Достоевского. Начиная с «Дневника писателя» и вот уже почти дочитываю «Идиота». И с каждой строкой приходит понимание, что более светлого, оптимистичного, жизнеутверждающего писателя тяжело найти.
Помню, когда я читал в ранней юности произведения Федора Михайловича, я в полной мере находил в его книгах отклик тоске и безысходности, которые сопровождали время распада нашей страны (хотя условия, в которых жили его герои, были мне отнюдь не близки). Но при этом понимал и то, что даже в таких условиях человеку дано нечто большее, чем простое следование обстоятельствам. Сейчас это время называют годами провала в культуре. И найти толику, каплю оптимизма можно было только в классике. Сейчас эти капли воспринимаются океанами, бесконечным потоком живительной мысли.
В чем же его современность, в чем же его своевременность? Самый простой ответ в том, что теперь условия, в которых живут герои его романов, совпадают с теми, в которых живут герои нашей будничной жизни. И если в советские времена нужно было пояснять какие-то моменты быта, взаимоотношений, устройства жизни, то теперь необходимость в этом отпала. И если сегодня находятся ярые ненавистники творчества Федора Михайловича, то я вполне могу себе объяснить их появление. Это они – активные создатели нашего вялотекущего мира и они узнают себя в тех антигероях, которые описаны Достоевским.
Вот недавно натыкаюсь в одном из комментариев на невообразимое – мол, один из наших отцов-либералов был так недоволен Достоевским, что у него возникло желание разорвать писателя на куски. Ну, думаю, что-то корреспонденты напутали, тем более что без ссылок на источник. Проверяю интернет и, к несчастью, нахожу публикацию в Российской газете и даже с последующим разъяснением такой своей позиции.
И что же вывело из себя либерала? Как оказалось в конечном итоге, выражение, вложенное в уста князя Мышкина: о том, что кто-то не просто атеист, а хуже – католик. Отчего же взбесило сие изречение персону столь человеколюбивую? Что заставило ее стать почти животным? Для этого ведь надо иметь причину настолько ошеломляющую, настолько изуверскую, что личность перестает быть человеком, забывает свои принципы и готов ими поступиться ради превращения в зверя, который может разорвать человека на куски.
Я думаю, что тут задели самую суть, тронули самую сердцевину. Что же это за штука такая, эта сердцевина, которая так преображает людей и делает из них животных с самыми низменными инстинктами? Российский либерал обиделся за атеизм и католицизм. Кстати, непонятно, за что больше – скорее всего, за атеистов, ведь не католик же он. Просто человек настолько узко понимает атеизм и материализм, что этот уровень понимания низводит его, интеллигентного и благовоспитанного с виду, на уровень дикаря, не видящего дальше своей отмеченной территории.
Феномен дружбы дикого материализма и просвещенного либерализма неудивителен, но требует дополнительного пояснения. Надеюсь, что потом будет возможность объяснить отдельно.
А нашему либералу лучше читать сказки – чтобы лишний раз не тревожить себя и не провоцировать неадекватные реакции.
А всем остальным от всей души желаю взять томик Достоевского и почитать. Еще раз или впервые.
Источник:
odnako.org .